Содержание страницы:
Появился на свет Фридрих Ницше 15 октября 1844 году в одной из живописных немецких деревенек неподалеку Лейпцига. Детство будущего философа проходило в семье служителя лютеранской церкви, где, как полагают многие историки, и сформировались основные догматы и противоречия будущего мировоззрения Ницше. В 14 лет будущий «сверхчеловек» покидает родительскую обитель и отправляется учиться в знаменитую гимназию «Пфорта». Цитаты Ницше.
Закончив начальное обучение Ницше поступает в Боннский университет, где всерьез берется за теологию и филологию. В попытках докопаться до истины (а его взгляды на многие каноны, принятые в обществе, были мягко говоря, дерзкими) юный Фридрих стал непонятым и отвергнутым. Читайте еще: Цитаты для Инстаграма.
Попытка все исправить в Лейпцигском университете также не принесла философу принятия его взглядов в обществе, но позволила ему в 24-летнем возрасте переехать в Базельский университет, где Ницше становится самым молодым (даже по сей день) профессором классической филологии.
Ницше был незаурядной личностью, взгляды которой шли вразрез с учением той эпохи. Наиболее большую славу мыслитель снискал благодаря своим афоризмам, которые буквально пропитаны глубоким, но понятным простому человеку смыслом. Фридрих Ницше в своих словах говорил о вечном и насущном.
О любви, о жизни, о женщинах. Notagram.ru восхищается мудростью великого немецкого мыслителя, и вспоминает самые лучшие цитаты Ницше, которые очаровывают своим глубоким смыслом.
О счастье
Несчастным или счастливым человека делают только его мысли, а не внешние обстоятельства. Управляя своими мыслями, он управляет своим счастьем.
Всяким маленьким счастьем надлежит пользоваться, как больной постелью: для выздоровления — и никак иначе.
На свете гораздо больше счастья, нежели сколько видят его затуманенные печалью глаза, если только считать верно и не забывать тех приятных минут, которыми бывает богат каждый день человеческой жизни, как бы тяжела она ни была…
Брат мой, если счастье сопутствует тебе, то у тебя только одна добродетель, и не более: тогда легче идти тебе через мост.
Несчастье ускользнуло от тебя; наслаждайся же этим, как счастьем своим!
А на рассвете рассмеялся Заратустра в сердце своем и сказал насмешливо: «Счастье бегает за мной. Это потому, что я не бегаю за женщинами. А счастье — женщина.
Счастье мужчины называется: я хочу. Счастье женщины называется: он хочет.
«Счастье найдено нами», — говорят последние люди, и моргают.
О вере и разуме
Свободный ум требует оснований, другие же — только веры.
Сильнее всего ненавистен верующему не свободный ум, а новый ум, обладающий новой верой.
Христианская вера есть с самого начала жертвоприношение: принесение в жертву всей свободы, всей гордости, всей самоуверенности духа и в то же время отдание самого себя в рабство, самопоношение, самокалечение.
Никогда ещё никакая религия ни прямо, ни косвенно, ни догматически, ни аллегорически не содержала истины. Ибо каждая религия родилась из страха и нужды и вторглась в жизнь через заблуждения разума.
Понятия «по ту сторону», «истинный мир» выдуманы, чтобы обесценить единственный мир, который существует.
Вы еще не искали себя, когда обрели меня. Так бывает со всеми верующими; и потому так мало значит всякая вера.
Французы были только обезьянами и актёрами этих идей, вместе с тем, их лучшими солдатами и, к сожалению, одновременно их первой и самой значительной жертвой.
О любви
То, что делается ради любви, происходит вне сферы добра и зла.
Всякая великая любовь желает не любви, она жаждет большего.
Великая любовь выше страдания, ибо то, что любит она, она еще жаждет — создать!
Чем свободнее и сильнее индивидуум, тем взыскательнее становится его любовь.
Любить и погибнуть: это сочетание — вечно. Воля к любви означает готовность к смерти.
Даже в чаше высшей любви содержится горечь…
Те, кто до сих пор больше всего любили человека, всегда причиняли ему наисильнейшую боль; подобно всем любящим, они требовали от него невозможного.
В любви всегда есть немного безумия. Но и в безумии всегда есть немного разума.
Не через взаимную любовь прекращается несчастье неразделенной любви, но через большую любовь.
Когда встретишь своего человека, поймешь, почему с другими не получалось.
Убожество в любви охотно маскируется отсутствием достойного любви.
Ревность — остроумнейшая страсть и тем не менее все еще величайшая глупость.
О добродетели
Стоит нам только на один шаг преступить среднюю меру человеческой доброты, как наши поступки вызывают недоверие. Добродетель покоится как раз «посередине».
Господство добродетели может быть достигнуто только с помощью тех же средств, которыми вообще достигают господства, и, во всяком случае, не посредством добродетели.
Когда вы возвысились над похвалой и порицанием и воля ваша желает повелевать всеми вещами как воля любящего: тогда зарождается добродетель ваша. Когда вы презираете мягкое ложе и все приятное, однако легко засыпаете даже возле роскошных постелей неженок: тогда зарождается добродетель ваша.
В добропорядочных людях меня в последнюю очередь отталкивает зло, которое они в себе носят.
«Возлюби ближнего своего» — это значит прежде всего: «Оставь ближнего своего в покое!» — И как раз эта деталь добродетели связана с наибольшими трудностями.
О людях
Они холодны и ищут себе тепла в спиртном; они разгорячены и ищут прохлады у замерзших умов; все они хилы и одержимы общественным мнением.
Человеческое общество — это попытка, это долгое искание; ищет же оно того, кто повелевает!
Человечество является скорее средством, а не целью. Человечество является просто подопытным материалом.
В стадах нет ничего хорошего, даже когда они бегут вслед за тобою.
Говорят «удовольствие» — и думают об усладах; говорят «чувство» — и думают о чувственности; говорят «тело», а думают о том, что ниже, тела, — и вот таким образом была обесчещена троица хороших вещей.
Я ненавижу обывательщину гораздо больше, чем грех.
Я ненавижу людей, не умеющих прощать.
О великих
Быть великим — значит давать направление.
Кто хочет стать водителем людей, должен в течение доброго промежутка времени слыть среди них их опаснейшим врагом.
В мире самые лучшие вещи еще ничего не значат, пока нет того, кто их представит с подмостков: великими людьми называет толпа этих представляющих.
Отказываясь от войны, отказываешься от великой жизни.
Одиннадцать двенадцатых всех великих людей истории были лишь представителями какого-то великого дела.
Всякий, жаждущий славы, должен заблаговременно расстаться с почетом и освоить нелегкое искусство — уйти вовремя.
Всякий глубокий ум нуждается в маске, — более того, вокруг всякого глубокого ума постепенно вырастает маска, благодаря всегда фальшивому, именно, плоскому толкованию каждого его слова, каждого шага, каждого подаваемого им признака жизни.
О Боге
Бог умер: теперь хотим мы, чтобы жил сверхчеловек.
Если бы боги существовали, как бы вынес я, что я не бог?
Все боги суть символы и хитросплетения поэтов!
Даже у Бога есть свой ад — это любовь его к людям.
Если Бог хотел стать предметом любви, то ему следовало бы сперва отречься от должности судьи, вершащего правосудие: судья, и даже милосердный судья не есть предмет любви.
Поистине всегда влечет нас ввысь — в царство облаков: на них усаживаем мы наши пестрые чучела и называем их богами и Сверхчеловеком.
Прежде хула на Бога была величайшей хулой; но Бог умер, и вместе с ним умерли и эти хулители.
О браке
Брак — это наиболее изолганная форма половой жизни.
Брак выдуман для посредственных людей, которые бездарны как в большой любви, так и в большой дружбе, — стало быть, для большинства…
Много кратких безумий — вот что вы называете любовью. И ваш брак кладет предел множеству кратких безумий — одной большой и долгой глупостью.
Хороший брак покоится на таланте к дружбе.
Брак: так называю я волю двоих создать единое, большее тех, кто создал его. Брак — это взаимоуважение и почитание этой воли.
Разрастаться не только вширь, но и расти вверх — да поможет вам в этом, братья мои, сад супружества!
О познании
В конце концов никто не может из вещей, в том числе и из книг, узнать больше, чем он уже знает.
Поистине, подобно солнцу, люблю я жизнь и все глубокие моря. И вот что называю я познанием: чтобы все глубокое поднялось на высоту мою!
Познающий неохотно погружается в воду истины не тогда, когда она грязная, а когда она мелкая.
Вы, любители познания! Что же до сих пор из любви сделали вы для познания? Совершили ли вы уже кражу или убийство, чтобы узнать, каково на душе у вора и убийцы?
Можно закрыть глаза на то, что видишь. Но нельзя закрыть сердце на то, что ты чувствуешь.
Познавший самого себя — собственный палач.
Мы охладеваем к тому, что познали, как только делимся этим с другими.
Всякая истина, о которой умалчивают, становится ядовитой.
Мы очень мало знаем и плохо учимся: потому и должны мы лгать.
О религии
Церковь — это род государства, притом — самый лживый.
Каждая церковь — камень на могиле Богочеловека: ей непременно хочется, чтобы Он не воскрес снова.
О, посмотрите же на эти шатры, что воздвигли священники! Церквами называют они свои берлоги, полные слащавых ароматов!
В каждой религии религиозный человек есть исключение.
Между религией и настоящей наукой нет ни родства, ни дружбы, ни вражды: они на разных планетах.
Как только религия приобретает господство, ее противниками становятся все те, кто были ее первыми последователями.
О себе
Я хожу среди народа и держу свои глаза открытыми: люди не прощают мне того, что я не завидую добродетелям их.
Как только благоразумие говорит: «Не делай этого, это будет дурно истолковано», я всегда поступаю вопреки ему.
Спокойна глубина моего моря: никто и не догадывается о том, какие забавные чудовища скрывает оно!
Я даю себя обманывать, чтобы не остерегаться обманщиков.
Испытывал ли я когда-нибудь угрызение совести? Память моя хранит на этот счёт молчание.
Я не доверяю всем систематикам и сторонюсь их. Воля к системе есть недостаток честности.
О христианстве
Ни мораль, ни религия не соприкасаются в христианстве ни с какой точкой действительности.
Христианская церковь ничего не оставила не тронутым в своей порче, она обесценила всякую ценность, из всякой истины она сделала ложь, из всего честного — душевную низость.
Уже слово «христианство» есть недоразумение, — в сущности был только один христианин, и он умер на кресте.
Не будем же слишком низко ценить христианина; фальшивый до невинности, высоко поднимается над обезьяной; по отношению к христианину знаменитая теория происхождения — только учтивость.
О морали
Мораль — это важничанье человека перед природой.
Стыдиться своей безнравственности — это первая ступень лестницы, на вершине которой будешь стыдиться своей нравственности.
Когда морализируют добрые, они вызывают отвращение; когда морализируют злые, они вызывают страх.
Моральные люди испытывают самодовольство при угрызениях совести.
Можно было бы представить высокоморальную лживость, при которой человек осознает своё половое влечение только как долг зачинать детей.
О смерти и бессмертии
Смерть достаточно близка, чтобы можно было не страшиться жизни.
Многие умирают слишком поздно, а иные — слишком рано. Пока еще странным покажется учение: «Умри вовремя!»
Дорого искупается — быть бессмертным: за это умираешь не раз живьём.
Только там, где есть могилы, совершают воскресения!
Даже в смерти должны пылать дух ваш и добродетель, подобно вечерней заре над землей: иначе смерть ваша плохо удалась вам.
О любви себя
Любите и ближних своих, как самих себя, — но прежде станьте теми, кто любит самого себя, — любит великой любовью, любит великим презрением!
Надо научиться любить себя самого — так учу я — любовью цельной и здоровой: чтобы сносить себя самого и не скитаться всюду.
Надо учиться любить себя — любовью здоровой и святой, чтобы оставаться верным себе и не терять себя. И поистине это вовсе не заповедь на сегодня и на завтра — учиться любить себя. Напротив, из всех искусств это самое тонкое, самое мудрое, самое высшее и требующее наибольшего терпения.
О ценностях
Добро и зло, богатство и бедность, высокое и низкое, и все имена ценностей — все это станет оружием и будет воинственно утверждать, что жизнь должна превозмогать себя снова и снова!
Не вокруг тех, кто измышляет новый шум, а вокруг изобретателей новых ценностей вращается мир; неслышно вращается он.
Все что ты любил — разочаровало тебя. Разочарование стало твоей привычкой, и твоя последняя любовь, которую ты называешь «любовью к истине» должно быть и есть — любовь к разочарованию.
Взгляните на верующих! Кто больше всего ненавистен им? Разбивающий скрижали их ценностей, разрушающий и преступающий, но он есть созидающий.
О сверхчеловеке
В каждом поступке высшего человека ваш нравственный закон стократно нарушен.
Повелительные натуры будут повелевать даже своим Богом, сколько бы им и не казалось, что они служат Ему.
Господствовать — и не быть больше рабом Божьим: осталось лишь это средство, чтобы облагородить людей.
Чем свободнее и сильнее индивидуум, тем взыскательнее становится его любовь; наконец, он жаждет стать сверхчеловеком, ибо всё прочее не утоляет его любви.
О глупости и уме
Мой способ возмездия состоит в том, чтобы как можно скорее послать вслед глупости что-нибудь умное: таким образом, пожалуй, можно ещё догнать её.
Чем больше человек молчит, тем больше он начинает говорить разумно.
Большинство людей слишком глупы, чтобы быть корыстными.
О, как много великих идей, чье действие подобно кузнечным мехам: от них человек надувается и становится еще более пустым.
О друзьях
Если ты раб, то не можешь быть другом. Если тиран — не можешь иметь друзей.
Стал ли ты чистым воздухом, хлебом и лекарством для друга своего? Иной не в силах освободиться от собственных цепей, однако друга своего спасает.
Не старайся приукрашивать себя для друга: ибо стрелой и стремлением к Сверхчеловеку должен ты быть для него.
Но если есть у тебя страждущий друг, стань для страданий его местом отдохновения, но вместе с тем и жестким ложем, походной кроватью: так лучше всего ты сможешь помочь ему.
О культуре и искусстве
Культура — это лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом.
Искусство делает выносимым вид жизни, окутывая ее дымкой нечистого мышления.
У актера есть дух, но мало совести духа. Он всегда верит в то, посредством чего заставляет уверовать и других, — он верит в себя самого!
О величии
Стремление к величию выдаёт с головой: кто обладает величием, тот стремится к доброте.
Люди, стремящиеся к величию, суть по обыкновению злые люди: таков их единственный способ выносить самих себя.
Подальше от базара и славы уходит все великое: в стороне от базара и славы жили всегда изобретатели новых ценностей.
О добре и зле
Любящие и созидающие — вот кто всегда был творцом добра и зла. Огонь любви и гнева пылает на именинах всех добродетелей.
Ни один народ не смог бы выжить, не производя оценки — что есть добро и что есть зло; чтобы сохраниться, должен он оценивать иначе, нежели сосед его. Многое, что у одного народа называется добром, у другого слывет позором и поношением… Многое из того, что здесь именуется злом, там облекалось в пурпур почестей.
О книгах
Вовсе не так легко отыскать книгу, которая научила нас столь же многому, как книга, написанная нами самими. Читайте еще: Цитаты про время.
Общепринятые книги — всегда зловонные книги: запах маленьких людей пристаёт к ним. Там, где толпа ест и пьёт, даже где она поклоняется, — там обыкновенно воняет. Не нужно ходить в церкви, если хочешь дышать чистым воздухом.